Упражнение 9. Преодоление различных препятствий с применением средств повышения проходимости. Буксировка автомобиля.

Задачи упражнения:
1. Преодоление косогора, холма, воронки, рва по колейному мосту, остановка на подъемах и трогание с места.
2. Буксировка автомобиля на жесткой и мягкой сцепке на кольцевом маршруте.
3. Пользование лебедкой для самовытаскивания и вытаскивания застрявшего автомобиля.
Время: 2 ч.
Место: автодром.
Материальное обеспечение: учебный автомобиль; средства повышения проходимости и самовытаскивания, шанцевый инструмент, буксирные приспособления.

Порядок отработки и рекомендации
Указать очередность и порядок проезда через препятствия (косогор, холм, воронка, ров, колейный мост) и предложить обучаемому начать движение. Перед каждым препятствием сделать остановку, объяснить и при необходимости показать технику его преодоления. Проехать по маршруту несколько раз в пределах отведенного времени.
Дать обучаемому проехать по маршруту на оценку.
Ошибками считать: каждое нарушение правил дорожного движения и техники вождения, неправильный выбор скорости, проезд по колейному мостику краем колес или сваливание с него.
Объяснить, показать обучаемому и отработать подъезд к буксируемому автомобилю прямо, под углом 90 градусов слева, справа и их сцепку мягким и жестким буксиром.
Поменять местами автомобили с обучаемыми и отработать задачу в той же последовательности.
Объяснить и показать обучаемому технику буксировки автомобиля на жесткой сцепке;
обучаемый повторяет задачу до полной ее отработки;
поменять местами автомобили с обучаемыми и отработать задачу в той же последовательности.
Объяснить и показать обучаемому технику буксировки автомобиля гибким буксирным тросом;
тренировать обучаемого до полной отработки задачи;
поменять местами автомобиль с обучаемым и отработать задачу в той же последовательности.
Объяснить, показать и отработать самовытаскивание застрявшего автомобиля при помощи лебедки.
Объяснить, показать и отработать вытаскивание «застрявшего» автомобиля при помощи лебедки другого автомобиля.

Организационно-методические рекомендации
Движение по косогору осуществляется на малой скорости. При угрозе опрокидывания рулевое колесо необходимо вращать в сторону уклона. От проезда по скользким косогорам следует воздержаться.
Преодолевать холм необходимо при первых проездах на низших передачах без остановки, далее с остановкой на нем; при последующих - сначала с разгона, затем с переходом на низшую передачу на подъеме.
Въезд в воронку осуществляется на низшей передаче, плавно и строго посередине. После того как передние колеса начинают движение на подъем, необходимо увеличить «газ».
Проезжать колейный мост следует на малой скорости, без переключения передач. Рекомендуется при въезде передних колес на колейный мост остановить автомобиль, предложить обучаемому выйти и осмотреть положение колес относительно моста. В дальнейшем проезд моста можно делать без остановки.
В отработке задач по буксировке должны участвовать два обучаемых на двух учебных автомобилях. При этом каждый из автомобилей половину времени, отведенного на буксировку, используется как буксирующий и половину времени - как буксируемый. Сцепку и расцепку автомобилей осуществляет обучаемый с буксируемого автомобиля под руководством своего инструктора.
Перед отработкой этой задачи инструктора должны проверить и при необходимости напомнить обучаемым требования правил дорожного движения к буксировке автомобилей.
При сцепке необходимо убедиться, что защелка буксирного крюка закрыта и зашплинтована.
При буксировке трогаться и останавливаться необходимо плавно; без рывков, избегая крутых поворотов и резкого торможения.
Организовать отработку третьей задачи упражнения совместно с отработкой первых двух задач можно лишь при наличии в школе не менее двух автомобилей с лебедками. Автомобили необходимо установить на площадках вблизи автодрома с заранее вкопанными на них столбами для крепления тросов лебедки при самовытаскивании. Инструктор или по его поручению инструктора этих автомобилей поочередно приглашают инструктора с обучаемым для отработки третьей задачи. Сначала отрабатывается самовытаскивание, а затем вытаскивание.
При наличии только одного автомобиля с лебедкой для отработки этой задачи двух часов не хватит. Поэтому можно порекомендовать организовать ее отработку как отдельного упражнения с отрывом учеников от других занятий или с учениками подгруппы, свободной от вождения.
Инструктора с автомобилей, имеющих лебедки, должны накануне занятий хорошо изучить инструкцию по ее использованию и технике безопасности.

&npsp;