Упражнение 8. Вождение по грунтовым и проселочным дорогам с грузом.

Задачи упражнения:
1. Вождение по грунтовым и проселочным дорогам, имеющим глубокие колеи, выбоины. Движение по объездным путям.
2. Движение на подъемах и спусках с поворотами.
3. Разворот на дорогах для движения в обратном направлении.
4. Движение через населенные пункты, мосты.
Время: 2 ч.
Место: маршрут по выбору инструктора.
Материальное обеспечение: учебный автомобиль.

Порядок отработки и рекомендации
Отработать с обучаемым задачи, входящие в упражнение, для чего:
перед выполнением каждой задачи или ее элементов сделать остановку, объяснить порядок и технику их выполнения, при необходимости показать практически и продолжать движение.
Напомнить о технике безопасности;
в таком же порядке проехать по маршруту несколько раз в пределах отведенного времени.
При оценке действий обучаемого ошибками считать: нарушение правил дорожного движения и техники вождения; разворот с применением излишнего (дополнительного) маневрирования.

Организационно-методические рекомендации
При инструктаже необходимо указать порядок следования по маршруту, особенности грунтовых дорог и напомнить способы преодоления различных участков маршрута и препятствий на нем.
Следует указать, что качество, а следовательно, и проходимость грунтовых дорог зависят от типа грунта (чернозем, песок, глина, гравий) и сезонно-погодных условий.
Все грунтовые дороги, за исключением песчаных, в сухом состоянии для проезда особых трудностей не представляют. Сухой глубокий песок оказывает большое сопротивление движению автомобиля. Проходимость влажных песчаных участков значительно выше.
Чернозем и глина при увлажнении становятся труднопроходимыми, на проезжей части образуются глубокие колеи, выбоины, ухабы.
В жаркую погоду на грунтовой дороге образуется много пыли, ухудшается видимость.
Различное состояние участков дороги определяет и способы их преодоления.
Естественно, что при наличии большого количества пыли необходимо сзади идущему автомобилю держать большую дистанцию.
Короткие труднопроходимые участки дороги следует преодолевать с разгона. На дороге с мягким грунтом, за исключением заболоченного луга, лучше ехать по следу (неглубокой колее) других автомобилей. Глубокие колеи надо пропустить между колесами.
Для выезда из глубокой колеи следует расчистить полотно дороги под ведущими колесами и подложить под них имеющиеся подручные материалы (ветви, доски, камни и пр.).
Мокрые глинистые участки лучше всего объехать. Если это сделать невозможно, следует заранее включить пониженную передачу, передний мост и двигаться по имеющемуся следу, с малой скоростью без остановок и торможений, не делая резких поворотов рулевого колеса.
На особо трудных участках необходимо использовать средства повышения проходимости. Следует избегать длительного буксования колес, так как это приводит, к ускоренному износу шин, трате времени и перерасходу топлива. При буксовании одного из колес рекомендуется слегка притормозить колеса. Это увеличит усилие на небуксующем колесе. Следует иметь в виду, что пробуксовка чаще происходит в густой и глубокой грязи, чем в жидкой.
Незнакомые участки дороги, залитые водой, необходимо разведать, узнать, какая глубина, нет ли пней, ям, камней.
Застрявший автомобиль следует выводить с помощью «раскачки», то есть коротким попеременным движением вперед - назад с соответствующим включением передней и задней передач. Если этим способом вывести автомобиль не удается, нужно использовать шанцевый инструмент; (для улучшения полотна дороги), вывешивание колес при помощи ваги и подкладывание под колеса подручных материалов или привлечь к вытаскиванию другой автомобиль.
Общую оценку обучаемому за выполнение упражнений рекомендуется выставлять, исходя из частных оценок за выполнение каждой задачи.

&npsp;